вверх

Страница учителя-логопеда


 

 

1. Ф.И.О.: Красильникова Анна Игоревна
2. Образование: высшее профессиональное,
— образовательное учреждение: Сахалинский государственный университет, специальность — учитель-логопед – 2010г.
3. Первая квалификационная категория
4. Педагогический стаж: 6 лет.
5. Стаж работы в данном ДОУ: с 18.10.2010г.
6. Прохождение курсов повышения квалификации: 2016 год.

 

 

Цель работы учителя — логопеда ДОУ:

  • Коррекция нарушений звукопроизношения.

Задачи:

  • Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи
  • Устранение дефектного произношения
  • Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью
  • Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления)
  • Устранение дефектного звукопроизношения
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогическому коллективу

 

Кабинет учителя-логопеда

График работы учителя-логопеда на 2017г.

Понедельник 09.00-13.00
Вторник 08.30-12.30
Среда 08.30-12.30
Четверг 08.30-12.30
Пятница 13.30-17.30

Время консультаций с родителями : Пятница 15.30-17.30

Форма обратной связи:

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение


 

Советы логопеда

Если у ребёнка короткая подъязычная уздечка?

Подъязычная связка
В норме длина уздечки составляет 1,5 см.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Причины речевых нарушений.

Точную причину речевых нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы и сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Вот 10 самых распространенных причин нарушений речи у детей:
Негативные факторы в период беременности и родов.
«Педагогическая запущенность» – ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе. Здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом.
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – один из самых распространенных диагнозов. Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист.
Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет.
Наследственные факторы.
Снижение слуха.
Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.
Сосание пальца.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Поэтому, дорогие родители, необходимо обращать внимание на любые мелочи, которые могут привести к серьезным проблемам в речевом развитии детей.

Сколько времени требуется на постановку звуков?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. На практике вопрос времени решается индивидуально. Нет четких временных границ, все зависит от готовности артикуляционного аппарата к постановке звука. Единственное, что нельзя делать, — одновременно заниматься постановкой звуков «л», «р», свистящих и шипящих. Обычно ставят какой-нибудь сонорный звук («р» или «л») и шипящий (можно вместо шипящего взять свистящие звуки). Пока ребенок не научится самостоятельно использовать в речи шипящий (свистящий) звук, например, звук «ш», нежелательно заниматься постановкой звука «ж». Также, если учесть, что укорочена подъязычная связка, то время на постановку звуков нужно больше, т.к. это расценивается как патология органов артикуляции.
А так же всё зависит от логопеда, от вас (выполнений домашних заданий) и вашего ребёнка!

Что нужно знать, прежде, чем начать заниматься исправлением звукопроизношения?

При исправлении неправильного звукопроизношения, если у малыша сразу нарушены несколько групп звуков, сначала работают над базовым звуком определённой группы. Для группы свистящих базовым является звук [С]. Затем исходя от звука [С], ставится звук [З], потом следует переходить к мягким звукам [Сь] и [Зь]; последним исправляется звук [Ц].

В группе шипящих базовым является звук [Ш]. Затем на основе его артикуляции ставятся звуки [Ж], [Ч], [Щ]. В группе заднеязычных звуков ([К]- [Кь]; [Г]-[Гь]; [Х]-[Хь]) базовым является артикуляция звука [К].
Работу по коррекции звукопроизношения необходимо начинать с тех звуков, которые появляются у детей раньше по возрастным нормам ( сначала свистящие, шипящие, а затем соноры р,л). Работа по исправлению звуков проходит поэтапно. Выделяют четыре основных этапа:

• Подготовительный;

• Постановка звука;

• Автоматизация звука;

• Дифференциация звука, в случае замены одного звука другим или смешения их.

Ребёнок должен заниматься не меньше 3-4 раз в неделю. Если же количество занятий сократиться, то эффективность сильно уменьшится. Обычно малыш быстро забывает приобретённые навыки, поэтому он снова возвратится к неправильному произнесению.

Для того чтобы проводить занятия вам пригодится множество красочных картинок. Вам помогут различные книги, журналы с картинками, так же можно нарисовать иллюстрации самим. Благодаря картинному материалу ребёнку будет легче и веселее на занятиях.

От степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, регулярности проведения занятий, зависит срок постановки звука. Постановка правильного произношения может занять одно – два занятия, а автоматизация три – четыре; или может понадобиться пять – семь занятий лишь для того чтобы подготовить артикуляционный аппарат для произнесения звука. Эти два варианта являются допустимыми.

Если же вы не справляетесь своими силами, то следует обратиться за помощью к логопеду. Если ребёнок будет заниматься с логопедом, не стоит бросать самостоятельные занятия с ребёнком, наоборот вы поможете малышу быстрее правильно произнести нарушенные звуки. Взрослым, у которых наблюдаются недостатки произношения, следует заниматься вместе с детьми. В работе над произношением необходима последовательность. Не спешите перепрыгивать на другой этап (или к другому заданию), не освоив до конца предыдущий.

Что должен знать ребёнок, поступающий в первый класс?

1. Назвать свое имя, фамилию, домашний адрес.
2. Знать имена и отчества своих родителей.
3. Знать названия и признаки времен года.
4. Знать названия месяцев года, назвать текущий.
5. Знать названия дней недели, назвать сегодняшний день и число (в утренней беседе по дороге в детский сад).
6. Объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
7. Назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)
8. Назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
9. Посчитать до 8 детенышей вышеперечисленных животных и птиц.
10. Знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
11. Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях.
12. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках.
13. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета.
14. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
15. Как назвать одним словом жуков, бабочек, пауков.
16. Кто живет в море.
17. Назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
18. Какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
19. Определить лишний предмет: помидор, огурец, яблоко, морковь; зайчонок, котенок, бельчонок, волчонок; лодка, грузовик, корабль, катер шуба, шапка, сапоги, шарф; затылок, подбородок, переносица, пятка
20. Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
21. Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.
22. Как называется город, в котором живем.
23. Какие профессии знает.
24. Кем работает мама и папа.
25. Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.
26. Какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
27. Чем отличаются гласные звуки от согласных.
Список не исчерпывающий, но дающий возможность ориентироваться в возможностях своего ребенка, и определять направления, которые требуют дополнительной проработки.
Удачи Вам и Вашему первокласснику!

Какое заключение может поставить логопед?

Афазия - полная или частичная утрата уже имеющейся речи в результате органических поражений головного мозга. Речь страдает системно.

Алалия - полное отсутствие или грубое недоразвитие речи. Речь страдает системно. Алалия бывает моторная, сенсорная и сенсомоторная. При алалии неспособность к языковому выражению мыслей не формируется изначально, а при афазии она утрачивается уже после сформирования.

Дислалия - расстройство произношения вызванное нарушением функционирования артикуляторного аппарата.

Дизартрия - нарушение произношения вызванное неправильным функционированием артикуляторного аппарата в следствии имеющихся нарушений в центральной нервной системе или неправильной (нарушенной) иннервации дыхательного или артикуляторного аппаратов.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Ринолалия - расстройство произношения из-за неправильного взаимодействия ротовой и носовой полости, при этом страдает и голос, и звукопроизношение. Ринолалия бывает открытой, закрытой и смешанной.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Расстройства голоса

ринофония - страдает только голос

истерический мутизм - внезапная и полная потеря голоса из-за психической травмы

афония - отсутствие голоса при наличии шёпота

дисфония - нарушение высоты, силы и тембра голоса

фонастения - нарушения голоса вызванные его быстрой утомляемостью

патологическая мутация голоса - неправильная (нарушенная) мутация голоса в период его "ломки" у подростков (возможны отсутствие мутации, затянутость, искажение)

Дисграфия - специфическое и стойкое нарушение процесса письма.

Аграфия - полная неспособность овладеть письмом или утрата этого навыка.

Дислексия - расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких нарушениях чтения.

Алексия - полное неумение и невозможность научиться читать

Заикание относится к нарушениям темпа и ритма речи из-за судорог мышц речевого аппарата в процессе речи. Чаще всего возникает у детей от 3 до 5 лет. Имеется 2 группы причин: предрасполагающие и пусковые.

Советы логопеда: звук и буква "Р"

Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. Он умеет даже уже читать, пишет многие буквы, знает много стихотворений, но Вас все равно что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», как Вася, Света..., да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего.
Для начала давайте не будем спешить и заставлять малыша 3-4 лет «рычать», да и самим нервничать, что наш не такой, как..., что не может, не хочет. В норме (когда у ребенка не наблюдается каких-либо патологий, хорошо развит артикуляционный аппарат) звук «Р» появляется у детей к 5-6 годам. Это самый поздний звук. Другое дело, если педиатр или стоматолог (ортодонт) заметили, что у ребенка укороченная подъязычная связка (уздечка), или ваш малыш произносит звук «Р» «горлышком» (так называемое горловое дрожащее произношение). В решении этих вопросов вам нужен будет логопед.

А если вы сами хотите попробовать научить своего малыша говорить звук «Р», то мы посоветуем начать все же с подготовительных упражнений и с артикуляционной гимнастики.

Подготовительные упражнения

Для выработки напора воздуха:
- Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Для языка.
- Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы не напряжены. Ладошкой, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
- Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.
- Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.

Артикуляционная гимнастика. (необходимо выполнять ежедневно, перед зеркалом и под счёт до 10)

«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Маляр» - Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться

«Чистим верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«Посчитаем верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.

«Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Барабан» - Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается.

«Комарик» - Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з».

Ну вот, наш язычок уже «готов» к более серьезным испытаниями, он уже «стремится» занять свое правильное положение. Какое именно?

Нормальная установка при произнесении твердого звука «Р»

- Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

- Губы открыты, зубы разомкнуты, на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха. Звук получается звонкий.

А теперь начинается сама постановка звука. Она может проходить по подражанию, когда ребенок «копирует» вас. Этот способ основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести правильный звук. Это может быть механический способ постановки звука, который основан на внешнем воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. А может быть и смешанный, который совмещает два предыдущих.

Приемы постановки звука

Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ддд» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.

Протяжно произносить звук «ж» без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха. В это время под язык вводится шпатель и быстрыми движениями шпателем вправо влево вызываются колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Также можно поставить звук «р» от слогового сочетания «ззза». При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения вводится шпатель и быстро провести им из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук «р».
При постановке мягкого «р» применяется тот же прием, но с помощью слога «зи».

Ну, вот вы и молодцы! Но сейчас осталась не менее важная задача – автоматизация правильного произношения этого звука в речи. Когда звук «р» будет произноситься малышом изолированно без затруднений, можно переходить к автоматизации. И вот тут начинается «кропотливая» работа, т.к. сначала необходимо закрепить правильное произношение звука в слогах, затем в словах, предложениях, и только в конце в спонтанной речи. Сначала берем слоги со стечением согласных (тр, др…) в начале слова, потом в середине, потом в конце. Затем отрабатывается звук «р» в начале слова в прямых слогах (ра, ро…), потом в середине, в конце слов. После отработки предложений, отрабатываются скороговорки, чистоговорки, стихотворения.

Дорогие малыши и уважаемые взрослые! Вот вы и освоили этот трудный звук «р» и уже можете порычать как настоящий тигр или быстро-быстро сказать скороговорку со звуком «р». Не расстраивайтесь, если что-то не получилось. Ведь это работа не на один месяц. Вызвать звук «р», как и любой другой, намного легче, чем потом автоматизировать его в речи. Ну а если совсем ничего не получается, много непонятного, много вопросов, вы всегда можете обратиться к логопеду за помощью в решении трудностей.

Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.

Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка». Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы: -диалог

-имитация и звукоподражание

-стихи

-чтение

Диалог.

- Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы сопровождайте чтение жестами превращая это занятие в спектакль. Пример:

Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай: Знаешь кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

-Вопросы. “Да-нет” (Хочешь есть? Идём спать? Видишь машину? Ты сидишь?, Ты не играешь?) заставляют ребёнка проанализировать утверждение содержащееся в вопросе.

Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д. Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.

Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама? Что делает собака? И т.д.

- Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах. Наиболее значимые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей, ешь, встань.... Постарайтесь чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественном образом.

- Домашний театр. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова. “ Куклы разговаривают”, “Кормление зверей” и т.д.

Имитация и звукоподражания.

Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.

Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.

Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.
Чтение.

Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Рекомендации.

При отборе речевого материала следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёхсложным. Весь картинный материал должен быть хорошо знаком ребёнку. На начальном этапе у ребёнка возникают трудности в звуковом оформлении слов, например на вопрос Кто там пришёл? Малыш вместо “дядя” отвечает “дя”, на вопрос Что тут растёт? Вместо “дерево” отвечает “веве”. Взрослый должен принимать любой вариант ответа, сам в это время утрированно проговаривать правильно.

Рекомендации по развитию речи на первом году жизни

От рождения до двух месяцев

Игры для развития зрительного и слухового восприятия

Развитию зрительного и слухового восприятия нужно уделять внимание уже с первого месяца жизни ребенка. Во время тщательного и заботливого ухода за малышом мать ласковым, бодрым голосом разговаривает с ним, сопровождает речью (по возможности) весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за ребенком. При этом не допускайте "сюсюканья". Если же говорить с младенцем то нормальным языком, то "детским", малышу придется учить сразу два языка. Во время, монологов матери у ребенка развивается слуховое восприятие, возникает слуховое сосредоточение не только на любой звук, но и на речевые звуки, что особенно важно для становления фонематического слуха (то есть возможности различать фонемы родного языка).

Начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой, на рас-стоянии 90-70см над грудью ребенка, крупные, яркие игрушки. Время от времени их нужно менять. Первые игры на привлечение зрительного внимания, развития зрительного сосредоточения проводятся также с крупными яркими игрушками.

Игра "Фотограф" (от полутора месяцев)

Цель: развитие зрительной реакции слежения глазами за движущимся предметом, фиксации взора на неподвижном предмете.

Малыш лежит в кроватке, Крупную игрушку показывают ему на расстоянии 70см от глаз, убеждаются, что он ее заметил, затем медленно передвигают в разные стороны, наблюдают за зрительными реакциями. Добиваются, чтобы малыш следил глазами за движущейся игрушкой.

Игра "Где звенит колокольчик?"

Цель: развитие слухового сосредоточения, обучение локализации звука в пространстве.

Для этой игры и следующих игр используйте различные погремушки, другие звучащие игрушки: дудочки, пищалки, колокольчики.

Ребенок лежит в кроватке. Взрослый издает звук колокольчиком, добивается слуховой реакции сосредоточения, затем перемещает колокольчик в другое место и подает вторичный сигнал. Наблюдает за тем, осуществляется ли зрительный контроль за слуховым сигналом, то есть ищет ли ребенок взглядом источник звука. Таким образом подают звуковые сигналы из разных мест, включая и точку за головой ребенка, побуждая его смотреть не только перед собой, но и закидывая голову.

Игра "Кукушка" (с третьего месяца)

Цель: развитие реакции слухового сосредоточения на речевые звуки, обучение локализации речевого звука в пространстве.

Ребенок лежит в кроватке. Мать наклоняется к нему, произносит "ку-ку", привлекая слуховое внимание ребенка. Добившись зри-тельной реакции, то есть поворота глаз или головы ребенка в сторону звука, мать меняет местоположение и произносит вторично "ку-ку", наблюдая, ищет ли взглядом ее ребенок. Можно на время отступать от кроватки, уходя из поля зрения ребенка и появляясь затем в другом месте.

Игры для развития моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций

Общее правило: ребенок должен чаще видеть лицо говорящего, наблюдать за работой артикуляционного аппарата взрос-лого во время произнесения им звуков.

Игра "Агу-агу-агушеньки" (2 - 3 месяца)

Цель: стимуляция гуления, развитие эмоционального общения с малышом, показ образцов звучащей речи.

Ребенок с удовольствием гулит, когда его к этому побуждает взрослый. Нужно только помнить, что разговаривать с маленьким собеседником лучше тогда, когда он выспался, поел, в первой половине дня.

 

От трех до шести месяцев

Игры для развития ощупывающих движений рук

Взрослый вкладывает ребенку в руку разные по величине, форме, фактуре игрушки. Осязание разных игрушек вызывает зрительную реакцию, ребенок обращает внимание на игрушку, когда она оказывается у него в руке. Глаза все время следят за ощупывающими движениями руки. Полезно применять игрушки разной формы: кубики, шары, овалы

Для формирования захвата предмета рукой игрушки подвешивают в 2-3 месяца - на уровне полусогнутых рук, в 4-б месяцев - на расстоянии вытянутых рук. Трехмесячный ребенок, непроизвольно попадая рукой по игрушке, будет учиться захватывать ее и производить ощупывание, обращать на нее зрительное внимание. В 4-5 месяцев отношение между зрительным восприятием и движениями руки меняется: теперь зрительное восприятие вызывает движения руки к предмету. Вот почему игрушки вешают подальше. Ребенок тянется к игрушке, когда он заметил ее.

Игры для развития моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций

После трех месяцев нормально развивающийся ребенок подолгу гулит, к концу рассматриваемого периода возникает лепет. Мать обязательно должна поддерживать первые попытки проявления лепета.

Игра "Баба, папа, мама"

Цель: стимуляция лепета, развитие моторики артикуляционного аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, развитие коммуникативной функции речи.

Содержание игры - совместное лепетание. К концу 1-ого полугодия жизни у малыша возникает способность к подражанию, и поэтому можно начать игру, отчетливо произнося слоги. Взрослый следит за тем, чтобы малыш мог видеть лицо и губы говорящего. Вызвав малыша на разговор, стоит дать ему "высказаться", демон-стрировать готовность его слушать, кивать головой в знак согласия и понимания того, что он вам говорит. Так можно поговорить и про бабу, и про маму, и про папу (произнося ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па).

Игры для развития понимания речи

В этот период игрушки должны быть образными (зай-цы, мишки, куклы, машины), реальными, не перегруженными лишними деталями, не абстрактными. Стоит отбирать для этого возраста игрушки, названия которых легко могли усваиваться малышами, лучше с ударением на первом слоге: кукла, мишка, зайка, кубик, кошка и т. д. Во время игры с игрушками надо обязательно называть их. Еще лучше, если игрушка-образ будет погремушкой или озвученной, малыш будет активно играть с ней, получая первый результат от игры (зву-чание). Взрослый поощряет эти игры, любуясь игрушкой, приговаривая: "Какой хороший мишка!", "Давай поиграем с зайкой!", "Как красиво поет уточка!". Глаголы, из которых состоят инструкции, должны быть одними и теми же, повторяться не один раз. Так ребенок будет учиться пони-мать не только предметный словарь, но и глагольный: "Возьми, дай, покажи".

Игра "Где мама?"

Цель: развитие способности узнавать мать.

Чтобы образ матери связать со словом "мама", ребенок должен слышать это слово, когда мать берет его на руки, кормит, играет с ним. "Сейчас мама возьмет на руки", "Поиграй с мамой", "Мама покормит" и т.д. Говоря о себе в третьем лице, называя слово "мама", мать приучает ребенка к этому слову и способствует возникновению понимания его значения.

Второе полугодие жизни

Игры на развитие способности к подражанию

Начиная с седьмого месяца жизни малыша нужно развивать его способность к подражанию. Для этого можно использовать игры типа "Ладушки". Чёт-кий ритмичный текст потешки, сопровождаемый хлопаньем в ладоши, побуждает ребенка подражать взрослым. Если ребенок не начинает хлопать сам, можно начать с пассивных движений, хлопая его ручками. Позднее малыш будет "делать ладушки", сначала подражая движениям, а затем при слове "ладушки" или при про-изнесении потешки.

Надо ли исправлять звук [Р]?

Самый распространенный дефект произношения – картавость, когда ребенок неправильно произносит звук [Р]. Иногда это даже нравится родителям — звучит оригинально, изысканно, на французский манер. Может быть, в таком произношении нет ничего страшного, и звук [Р] исправлять не надо?

Конечно, каждый родитель волен решать по-своему. Но по правилам орфоэпии – науки о нормах произношения звуков – такой горловой вариант звука [Р] считается неправильным.

Ведь мы живем не во Франции, а в России, и говорим по-русски. Над картавыми детьми часто смеются и издеваются в школе. Наверняка, ни один родитель не захочет подвергать своего ребенка такому психологическому стрессу. Поэтому лучше исправить звук [Р] в дошкольном возрасте, в период от 4 до 5 лет.

Пусть у ребенка будет правильная, чистая речь, отличная дикция. Это поможет ему в социальной адаптации, будет залогом его успешности во взрослой жизни.

Самые первые попытки произнести отдельные звуки и сложить их вместе начинаются в 3-4 месяца. Это называется «гулением»

Потом у ребенка наступает возраст, когда он все сильнее ощущает необходимость говорить с окружающими. А мы, взрослые, должны ему в этом помочь.

Сам малыш постоянно тренирует свой речевой аппарат – мы слышим его лепет ежедневно. Но для того, чтобы ребенок смог осознанно произнести звуки человеческой речи, ему необходимо постоянно слышать, как говорят другие. Так же он постепенно научится понимать слова, которые обращены к нему.

К 9 месяцам ребенок, как правило, понимает, когда к нему обращаются, знает свое имя, выполняет самые простые устные просьбы взрослого. В 10-12 месяцев на ваше обращение: «Дай ложку» — малыш протянет ложку, а если попросите: «Брось мячик!» — он выберет среди других игрушек мяч и «бросит» его вам.

В этом возрасте ребенок воспринимает не только голос матери, но и речь остальных членов семьи. Позднее малыш научиться воспринимать и речь других людей. Это для него сложнее — ведь у них другая интонация, мимика.

Естественно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок побыстрее заговорил. Какие основные правила надо соблюдать для этого?

Старайтесь разговаривать с малышом ласково, но без «сюсюкания». Иначе такие «изуродованные» слова ребенок может принять за норму и долго не сможет избавиться от них в своей речи.

Больше разговаривайте со своим малышом короткими и простыми фразами о близких и интересных для него предметах и явлениях. Если замечаете, что он хочет что-то «сказать» вам в ответ – дайте ему такую возможность, но не торопите его и не исправляйте неправильно произнесенные первые слова. Очень важно с удовольствием и радостью воспринимать любую его речевую активность. Ваше раздражение или невнимание к его первым словам вполне могут надолго задержать развитие речи ребенка.

Когда вы просите о чем-то малыша, сопровождайте инструкцию действиями или действуйте вместе с ребенком. Это особенно важно в развивающих речевых играх для самых маленьких: «Сорока-белобока», «Ладушки» и т. п.

Пусть ребенок чаще слышит от вас потешки и песенки. Помните, что в раннем возрасте кроха понимает гораздо больше слов, чем может сам произнести (его пассивный словарь больше активного). Так, на ваш вопрос: «Где собака?», он с готовностью покажет на собаку. Но пройдет еще много времени, пока он сможет сам произнести слово «собака». Логопеды говорят, что если ребенок может произнести самостоятельно 5 слов, то понимает уже около 50-ти.

Если малыш здоров, не устал и не голоден, то попытки произнесения различных слов доставляют ему необыкновенную радость. Но не паникуйте, если вдруг именно ваш ребенок оказывается молчуном на фоне сверстников. Особенно это характерно для мальчиков. Нередко способность рано произносить первые слова передается по наследству. Если ваш малыш здоров и лепечет с удовольствием, то однажды он обязательно заговорит.

15 советов родителям!

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

Все советы также опубликованы в группе для родителей во Вконтакте, более подробно можете ознакомиться по ссылке https://vk.com/club32879797


 

Мои профессиональные достижения

4 7 15 14 13 12 11 10 9 8 6 5 3 2 1